Стратегия гарантирует
13 января 2015
Как рассказала партнер PwC в России Наталья Геращенко, ядром Национальной гарантийной системы должно стать заработавшее в этом году Агентство кредитных гарантий, а в "узкий периметр", как предполагается, помимо агентства войдут также МПС Банк и региональные гарантийные организации (РГО), принявшие добровольное решение о единых стандартах работы. Именно этот принцип "добровольного самоопределения" относительно единых стандартов, по словам Геращенко, пока остается самым дискуссионным.
"Предполагается, что РГО будут иметь право сами выбрать, хотят ли они присоединиться к единым стандартам работы НГС или нет, - рассказала эксперт. - С учетом того, что у нас за последние годы было создано 82 РГО, и каждая из них реализует свою стратегию с учетом приоритетов региона, в котором работает, нет необходимости ломать создаваемую годами систему. Поэтому если единые стандарты деятельности будут хороши, то РГО сами захотят к ним присоединиться. Естественно, для них будут лучшие условия взаимодействия с банками-партнерами". Впрочем, что значит "хорошие стандарты", пока в стратегии конкретно не прописано.
Сами участники рынка по-разному относятся к единым стандартам. Представитель банка из Нижнего Новгорода, специализирующегося на кредитовании МСБ, считает неправильным "загонять все РГО под одну гребенку". По его словам, региональная гарантийная система работает, потому что у каждого из фондов свои условия и возможности, где-то цена лучше, где-то есть возможность работать с теми кредитами, которые "невозможны в Москве", - например, с кредитами на оборотные средства, в том числе для производственных компаний. "Важны же не только инвестиционные средства. И хорошо, чтобы ЦБ одинаково воспринимал и тех, кто принял единые принципы, и тех, кто нет. Чтобы, когда этот процесс будет проходить, на РГО не оказывалось давления, чтобы не получилось так, чтобы вместо наращивания кредитования мы создавали дополнительные барьеры", - отметил банкир.
Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Наталья Ларионова обратила внимание на название документа - Стратегия НГС. "Это не стратегия АКГ. Мне кажется важным этот водораздел. Стратегия АКГ будет разрабатываться вторым этапом, после того как мы утвердим и согласуем принципы НГС", - отметила она. Ларионова напомнила, что при создании АКГ решались две основных задачи. Первая - это стандартизация и повышение эффективности работы региональных гарантийных фондов. Накопленная капитализация РГО составляет 40 млрд руб., и минэко нужен был агент, который взял бы на себя управление активами и пассивами, рисками и дефолтами этой системы. Вторая задача - ликвидация "провала" в поддержке средних предприятий. По словам Ларионовой, в ведомстве увидели, что значительная часть средств поддержки направляется на компании только микро- и малого бизнеса. Для среднего бизнеса отсутствовало какое-либо предложение по кредитам, субсидиям и гарантиям, и АКГ должно закрыть этот пробел. Что касается стандартизации, по словам Ларионовой, она нужна для того, чтобы предприниматель в любой точке страны получил услугу, одинаковую по срокам, условиям, по всем параметрам. "Именно такой клиентоориентированный подход - то, что от нас ожидается при формировании НГС", - добавила она.
В ходе обсуждения Стратегии банкиры также отмечали, что сегодня одна из проблем - это недостаток долгосрочных ресурсов в системе для региональных банков из-за закрытия внешних рынков капитала. Остался МСП Банк с "узким горлышком" лимитов на контрагента. По мнению некоторых участников рынка, необходимо помогать региональным финансовым учреждениям получать финансирование от МСП Банка, например, использовать гарантии АКГ, чтобы МСП Банк мог увеличить лимиты. "В ряде случаев мы готовы были бы увеличить лимиты на банки и РГО при наличии гарантии АКГ", - отметил заместитель председателя правления МСП Банка Максим Скочко. Он добавил, что, возможно, стоило бы обсудить роль АКГ как гаранта "второго уровня". Вместе с тем Наталья Ларионова назвала ситуацию, когда один государственный инструмент гарантирует другой государственный инструмент, "фантасмагорией", так как "деньги из одного кармана".
По словам Натальи Геращенко, объем спроса на поручительства всей региональной гарантийной системы на следующий год пока не оценен. Но, по первоначальным оценкам, он может составить 10% от всего кредитного портфеля МСБ. Сегодня он составляет около 7,8 трлн руб., и с учетом тенденций в экономике большого роста в следующем году не ожидается, а значит, и объем региональных гарантий - около 700 млрд руб. Впрочем, по оценкам экспертов, цифры эти могут быть завышены в несколько раз. Так, по словам заместителя председателя Попечительского совета Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Александра Карпова, в столице в прошлом году банки заявили спрос на поручительства на 17 млрд руб. Москва составляет 20-23% от всего рынка, значит, общий спрос на гарантии в прошлом году составлял 65-70 млрд руб. Наталья Геращенко отметила, что существует и так называемый "скрытый" спрос. "Это не значит, что весь он материализуется. Но сегодня мы отмечаем очень низкий уровень информированности субъектов МСП о механизмах гарантирования. В Стратегии НГС предусмотрен отдельный блок задач по повышению информированности, что позволяет надеяться и на повышение спроса на гарантии", - сказала она.
http://www.rg.ru/2014/12/23/kredity.html
Федеральный закон от 31.12.2014 N 506-ФЗ
<Информация> ПФ РФ от 05.01.2015
<Информация> ПФ РФ <О кодах бюджетной классификации для уплаты страховых взносов с 2015 года>
Система поддержки бизнеса будет ориентирована на клиента
Владельцы шикарных квартир и комнат в коммуналках будут платить за них разные налоги
Годовая инфляция в Петербурге по итогам 2014-го составила почти рекордные 13,3%
Налоговый кодекс дополнен новой статьей
У бизнеса - двойной праздник
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц начнет действовать в 28 регионах
Упрощенка стала сложнее
Указание Банка России от 01.12.2014 N 3465-У
<Письмо> ФНС России от 29.12.2014 N СА-4-14/27111
Обвал российской национальной валюты серьезно угрожает экономикам девяти бывших советских республик
Проект Федерального закона N 694962-6
Проект Федерального закона N 700708-6
Приказ ФНС России от 08.12.2014 N ММВ-7-11/617@
Приказ Минтруда России от 06.05.2014 N 290н
Прогнозы экономической ситуации России на 2015 год и способы решения проблемы
Так, их принятие предусмотрено не позднее 1 сентября текущего года, а вступление в законную силу – с 1 января следующего года
Для расчета налога будет использоваться кадастровая стоимость
О необходимости такого шага ранее заявил КС РФ
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму
Работодателей будут штрафовать за нарушение оплаты труда
Такая мера предусмотрена в целях оптимизации существующей системы льгот и преференций
Первый на 1 января занимал 642-е место в российской банковской системе
Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 36
Постановление Правления ПФ РФ от 11.12.2014 N 493п
<Письмо> Росприроднадзора от 25.12.2014 N АА-03-04-36/21179