Проект федерального закона о повышении ответственности работодателей за нарушения по оплате труда
27 января 2015
Труд должен быть оплачиваемым - это известно всем. Вместе с тем не менее известен и другой факт: невыплата зарплаты является одним из самых распространенных нарушений в сфере трудового законодательства. Так, за 1 полугодие 2014 года 20% нарушений, выявленных Рострудом, составляют нарушения именно по оплате труда. Причем это почти на 40% больше по отношению к 1 полугодию 2013 года. Как итог - задолженность по зарплате у организаций на 1 ноября 2014 года составила более 2,5 млрд руб. И это только по официальным данным, которые попали в Росстат.
Конечно, больше всего от невыплаченных зарплат страдают сами сотрудники, однако и бюджет недополучает приличную сумму, как минимум 13% в виде НДФЛ. Поскольку общая сумма задолженности почти не снижается вот уже на протяжении двух лет, минтруд решил ужесточить меры ответственности и сделать акцент в первую очередь на штрафах.
Предложенный ведомством проект выводит нарушения по невыплате зарплаты в отдельный состав административных правонарушений, т.е. делает их более наглядными. Не обошлось при этом и без повышения самих штрафов, которые трудовые инспекторы могут выписать как на должностное лицо - того же генерального директора, так и на саму организацию, а то и в два адреса одновременно. Так, штраф для директора или индивидуального предпринимателя согласно проекту составит 10-30 тыс. руб. В то время как текущий порядок предусматривает максимальный штраф всего 5 тыс. руб. Для организаций штраф составит 50-100 тыс. руб. Это также в два раза больше, чем текущая ответственность с максимальной санкцией 50 тыс. руб.
Изменениям подверглась и компенсация за невыплату зарплаты. Ее планируют увеличить также в два раза, с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки выплаты. При этом такое повышение будет распространяться не на все задержки, а только длительные: если работодатель задержал зарплату более чем на 6 месяцев.
Также изменения коснутся срока исковой давности. Если сейчас пожаловаться на невыплату зарплаты в суд работник может в течение трех месяцев, то проект предполагает увеличить этот срок до одного года. Причем подать иск можно будет не только по месту нахождения организации, но и по месту жительства работника. Такая возможность с учетом все большего распространения дистанционных и удаленных методик работы будет очень кстати.
Проект минтруда затрагивает и оплату времени "законного прогула". Каждый сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности, виновность организации либо отсутствие такой вины в задержке значения не имеют. Максимальный срок прекращения работы - до полного погашения задолженности перед сотрудником. Все это подробно прописано в Трудовом кодексе. А вот о том, как оплачивать время такого отсутствия и должен ли работодатель его оплачивать в принципе, там, к сожалению, указать забыли. По общей логике такую приостановку можно квалифицировать как вынужденный прогул. А значит, время, на которое была прекращена работа, необходимо оплатить в размере полного среднего заработка сотрудника. Но поскольку этот момент четко в законодательстве не прописан, то и дело на это тему возникают судебные разбирательства. И хотя суды в этом вопросе уже давно на стороне работника, количество споров не уменьшается. Поэтому еще один пункт проекта говорит о том, что работодатель будет обязан оплатить сотруднику время приостановки работы по причине невыплаченной зарплаты из расчета среднего заработка в полном объеме и за все дни приостановки. Это позволит раз и навсегда исключить правовой пробел, а также положить конец новым спорам.
Кстати, несмотря на многообразие мер, направленных на искоренение задержек и невыплаты зарплаты, это далеко не все возможности, которые предусматривает действующее законодательство. Так, нельзя не отметить административную дисквалификацию директора за повторные нарушения в части выплаты зарплаты. Или еще более страшную уголовную ответственность по статье 154.1 Уголовного кодекса, которая предусматривает штрафы до 500 тыс. руб., принудительные работы с лишением права заниматься определенной деятельностью либо реальное лишение свободы на срок до трех лет. Напомню, что к уголовной ответственности работодателя могут привлечь, если он задерживает зарплату от двух месяцев, преследуя собственные интересы или корыстные цели.
Казалось бы, столько возможностей, чтобы заставить работодателя платить зарплату. Однако сотрудники не бастуют, потому что у них до последнего теплится надежда получить свои кровно заработанные деньги. Ведь это лучше чем ничего. Те, кто за место не держатся, до судов и инспекций, чтобы пожаловаться, тоже, как правило, не доходят. Банально, но они заняты поиском новой работы и, как только найдут, тут же погружаются в нее с головой. Трудовые инспекторы методично проводят проверки, но под контроль попадает не более 2-3% организаций. И работодатель зачастую думает так: раз за 5 лет не пришли, то и еще лет 15 не вспомнят, то есть у работодателей нет ощущения неотвратимости наказания, а потому даже увеличение штрафов далеко не всегда является панацеей и весомым стимулом для всех массово поменять политику в отношении выплат.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 506-ФЗ
<Информация> ПФ РФ от 05.01.2015
<Информация> ПФ РФ <О кодах бюджетной классификации для уплаты страховых взносов с 2015 года>
Система поддержки бизнеса будет ориентирована на клиента
Владельцы шикарных квартир и комнат в коммуналках будут платить за них разные налоги
Годовая инфляция в Петербурге по итогам 2014-го составила почти рекордные 13,3%
Налоговый кодекс дополнен новой статьей
У бизнеса - двойной праздник
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц начнет действовать в 28 регионах
Упрощенка стала сложнее
Указание Банка России от 01.12.2014 N 3465-У
<Письмо> ФНС России от 29.12.2014 N СА-4-14/27111
Обвал российской национальной валюты серьезно угрожает экономикам девяти бывших советских республик
Проект Федерального закона N 694962-6
Проект Федерального закона N 700708-6
Приказ ФНС России от 08.12.2014 N ММВ-7-11/617@
Приказ Минтруда России от 06.05.2014 N 290н
Прогнозы экономической ситуации России на 2015 год и способы решения проблемы
Так, их принятие предусмотрено не позднее 1 сентября текущего года, а вступление в законную силу – с 1 января следующего года
Для расчета налога будет использоваться кадастровая стоимость
О необходимости такого шага ранее заявил КС РФ
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму
Работодателей будут штрафовать за нарушение оплаты труда
Такая мера предусмотрена в целях оптимизации существующей системы льгот и преференций
Первый на 1 января занимал 642-е место в российской банковской системе
Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 36
Постановление Правления ПФ РФ от 11.12.2014 N 493п
<Письмо> Росприроднадзора от 25.12.2014 N АА-03-04-36/21179