Эксперты: Самым опасным для экономики страны будет рост НДФЛ
05 августа 2014
Специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России провели исследование и попытались проанализировать результаты от принятия различных налоговых решений. Итоги этой работы содержатся в отчете "Повышение налогов: сравнение альтернатив". К примеру, в основных направлениях бюджетной политики на 2015-2017 гг. значится введение налога с продаж с 2015 г. со ставкой 3%. По расчетам минфина, дополнительные налоговые поступления от введения такого налога составят 200 млрд руб. в год. Последствием введения налога, по мнению специалистов ЦМИ Сбербанка, станет повышение розничных цен на величину налога. Однако при освобождении некоторых товаров и услуг (базовые продовольственные товары, услуги ЖКХ и т.д.) от уплаты налога можно снизить инфляционные последствия. "Мы оцениваем максимальный одномоментный скачок общего уровня цен в 2,1%", - говорится в отчете. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи продавцов. Но даже в этом случае объем розничных продаж снизится на 1%, что снизит ВВП на 0,5 пп. Эксперты отмечают еще несколько недостатков введения этого налога. "Собираемость этого налога отличается катастрофической диспропорциональностью. В начале 2000-х годов, когда этот налог применялся, более половины всех поступлений по нему аккумулировалось только в трех субъектах России - Москве, Московской области и Санкт-Петербурге", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".
Идея повышения ставки налога на прибыль выглядит перспективно. Текущая ставка налога составляет 20%. Налог в 2013 г. принес консолидированному бюджету РФ 8,6% доходов (2,1 трлн руб.). Возвращение ставки к докризисному уровню (24%) может обеспечить около 380 млрд руб. дополнительных налоговых доходов. Это не решит проблему дефицита региональных бюджетов полностью, но значительно снизит ее остроту. Так в 2013 г. из общего числа регионов только шесть (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Алтай) свели бюджет с профицитом. По расчетам ЦМИ Сбербанка, дополнительные поступления от налога на прибыль потенциально помогут сделать бюджеты еще 6 регионов профицитными. К этим регионам относятся Курская и Сахалинская области, г. Москва, Республика Татарстан, Бурятия и Алтайский край.
Однако следует учесть, что нагрузка от повышения налога ляжет на бизнес. "Прежде всего от повышения налога пострадает маржа производителей", - говорится в отчете Сбербанка. Кроме того, это приведет к повышению цен на товары. Для экономики в целом негативный эффект связан со снижением величины частных инвестиций. Так, в исследовании налоговых режимов 50 развивающихся стран в период 1996-2007 гг. негативный эффект от повышения ставки налога на прибыль на 1 пп. оценивается в снижении величины частных инвестиций на 2,9%.
Обсуждается также повышение ставки страховых взносов с высоких зарплат. Сейчас работодатель отчисляет в ФОМС 5,1% от зарплаты сотрудника, не превышающей 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд. Отчисления в ФОМС не взимаются. Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС со всего объема фонда оплаты труда. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Такая мера принесет примерно 200 млрд руб. дополнительных поступлений в ФОМС. Однако под угрозой оказываются планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Так как увеличение взносов с высоких зарплат повышает нагрузку тех компаний, которые задействуют высокопрофессиональный квалифицированный персонал. Кроме того, не исключено перераспределение заработных плат внутри организации в целях минимизации платежей.
Самым опасным для экономики страны эксперты считают рост НДФЛ. Это может привести к увеличению рынка "серых" зарплат более чем в два раза. Если в этом году, по данным Росстата, в России доля работающих "в тени" составляет 19% от общего числа занятых в экономике людей, то в 2018 году этот показатель может достигнуть 40% . "По статистике, в прошлом году после прекращения действия налоговых льгот по социальным выплатам количество ИП снизилось до уровня 2008 года - с 4 млн до 3,5 млн. При этом большинство бизнесменов не прекратили свою деятельность, а просто ушли "в тень", - напоминает генеральный директор компании "Финотдел" Денис Неретин.
Среди возможных вариантов увеличения доходов бюджета рассматривается также повышение НДС на 2 пп. (с 10 до 12 и с 18 до 20%). В 2013 г. поступления НДС составили 3,5 трлн руб., или 14,5% доходов консолидированного бюджета. НДС является косвенным налогом с самой высокой собираемостью. Согласно оценкам ЦМИ Сбербанка, повышение НДС с 18 до 20% приведет к одномоментному скачку цен максимум на 1,7%. Это негативно отразится на объеме розничных продаж, который снизится максимум на 0,8%, что эквивалентно снижению ВВП на 0,3-0,4 пп. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи производителей или продавцов.
Дополнительные налоговые поступления НДС составят порядка 375 млрд руб. А негативные косвенные последствия такого шага не такие серьезные, как от повышения других налогов. К примеру, рост НДС не скажется на объемах инвестиций. Кроме того, исследование компании "Финотдел" говорит о том, что только 15% респондентов намерены после увеличения налога на добавленную стоимость повысить цены на свою продукцию. Это связано с тем, что большинство микропредприятий использует упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Кроме того, эксперты отмечают, что НДС не увеличивает нагрузку на работодателей. Есть и еще несколько плюсов повышения НДС. "Повышение ставок само по себе не приведет к увеличению административной нагрузки. Кроме того, поступления по НДС в полном объеме аккумулируются в федеральном бюджете. За счет межбюджетных трансфертов они могут оптимально перераспределяться между регионами", - говорит Егор Батанов. Поэтому повышение этого налога эксперты считают наименее травматичным вариантом пополнения бюджета.
http://www.rg.ru/2014/08/05/nds-ndfl.html
Использование виртуальной валюты попадет под запрет
Налог с продаж заставит регионы развивать торговлю и подтянуть дисциплину
За фальсификацию отчетности банкиров будут лишать свободы на срок до 4 лет. Либо штрафовать на миллион рублей.
Минтруд России подготовил законопроект, согласно которому существенно увеличивается продолжительность периода ухода за больными детьми в возрасте от 15 до 18 лет
Меньше всего бизнес пострадает от увеличения НДС
На фондовом рынке появился новый стандарт
Приказ Минздрава России от 25.03.2014 N 130н
Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 725
Центробанк сегодня отозвал лицензии у еще двух кредитных организаций - коммерческих банков "Аскания Траст" и "Конверсии, инвестиций и приватизации" ("КИП-Банка"). Оба они зарегистрированы в столице. Так же без лицензии оказался "Северинвестбанк"
Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735
Приказ ФМС России от 28.07.2014 N 450
<Письмо> Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 <О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы>
Инструкция Банка России от 17.06.2014 N 154-И
Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326
Минфин прикроет лазейку для налоговой экономии
Работа с инспекторами через интернет становится все популярнее
Малый бизнес Москвы получит преференции
С начала следующего года в Северной столице будут действовать новые правила для инвесторов
Приказ ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-8/330@
Приказ ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/328@
Как правило, мы предпочитаем ставить печать на все документы. На всякий случай. Хотя далеко не на всех бумагах обязательно должен стоять оттиск
Ростехнадзор будет передавать важную информацию об объектах капитального строительства
На рассмотрение к депутатам поступил законопроект, предлагающий ввести в стране механизм налогового мониторинга
В Госдуме предложили повысить налог на прибыль для зарубежных компаний-производителей "фастфуда" с 20 до 23 процентов
Возвращение налога с продаж может привести к росту цен на многие товары
Постановление Правления ПФ РФ от 21.07.2014 N 237п
Решение Верховного Суда РФ от 15.07.2014 N АКПИ14-576
<Письмо> ФНС России от 12.08.2014 N ГД-4-3/15833@
Письмо ФНС России от 13.08.2014 N АС-4-3/15905@
Россияне перестали доверять валюте
Продажу единственного жилья освободят от уплаты НДФЛ
Меняется порядок обжалования отказов в регистрации
<Письмо> Минэкономразвития России N 19491-ЕЕ/Д05и, ФАС России N АК/32618/14 от 14.08.2014
Аналитики отмечают снижение реально располагаемых доходов населения, высокий уровень его закредитованности и, как следствие, низкие показатели текущей платежеспособности физических лиц
Приказ Минтруда России от 03.07.2014 N 436н
<Письмо> ФНС России от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089
Письмо ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014
Проверка банковских счетов налоговой будет проводиться по необходимости, без особых разрешений
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе"
Проект Постановления Правительства РФ
Письмо ФНС России от 20.08.2014 N СА-4-3/16564@
Письмо ПФР от 29.07.2014 г. № НП-30-26/9660, ФСС от 29.07.2014 г. № 17-03-10/08-2786П
Сделки с недвижимостью для граждан будут оформляться гораздо быстрее
Российские банки подняли ставки для промышленников в среднем на 2 п.п
Новички получат льготы
<Информация> ФНС России <О порядке досудебного обжалования решений регистрирующего органа>
Приказ Минтруда России от 20.08.2014 N 557н
Письмо Минфина от 11.08.2014 г. № 03-11-11/39768
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ"
<Письмо> ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@ <О федеральной информационной адресной системе>
При проведении выездной проверки требование налогового органа о предоставлении налогоплательщиком пояснений должно быть документировано
Приказ ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/442@
С первого сентября вступает в силу вторая часть изменений в закон об ОСАГО, касающаяся сроков и порядка урегулирования убытков