АРБ не ожидает массового отзыва лицензий и ухода банков с рынка
03 февраля 2015
Прогнозы об уходе с рынка значительной доли банков в период кризиса являются необоснованными. Об этом заявил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян в ходе своей пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
"Конечно, отзывы лицензий могут быть и они будут, потому что Банк России провел свое видение той чистки, которую должен был провести. Хорошо ли, плохо ли, но он ее провел и этот этап завершил. Сейчас он довольно лояльно и аккуратно подходит к банкам", – пояснил он.
По словам главы АРБ, за десять лет с 2004 по 2014 год было отозвано больше 400 лицензий. Однако несмотря на то, что это очень большая цифра, те банки, которые выжили, стали значительно надежнее.
"Хотя все равно хотелось бы, чтобы инструмент санации в разы чаще применялся, чем инструмент отзыва лицензий. Это мое глубочайшее убеждение, что пропорции сегодня должны быть существенно больше в пользу санации, а не отзывов лицензии", – заявил он.
МНЕНИЕ
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
"Я считаю, что сегодняшние прогнозы и всякого рода кликушество о том, что " 1/4 банков уйдет с рынка", "30% банков уйдет с рынка" — они необоснованны и вредны. Такие словесные интервенции в какой-то степени провоцируют напряжение и недоверие. Видимо это нужно кому-то из игроков рынка, чтобы подобная истерия охватывали очередную волну клиентов и заемщиков, чтобы они потом бегали от одного банка к другому. Это в конце концов наносит ущерб всей системе. Люди уходят "под матрас", за рубеж, куда угодно из банковской системы. Поэтому я категорический против того, чтобы рассуждать в терминах "сколько банков уйдут с рынка". Я не считаю, что вообще какое-то количество банков должно уйти с рынка".
Говоря о проблеме высокой ключевой ставки Банка России, Гарегин Тосунян отметил, что она прежде всего касается не столько банков, сколько их клиентов – заемщиков. По его словам, кредитование сейчас фактически заморожено, оно существенно упало и в сегменте потребительского рынка, и в сегменте коммерческих кредитов. "Снижение на 1-2% никакого результата не даст. Ключевая ставка, что 15%, что 17% все равно от этого рынок кредитный не заработает", – констатировал он.
При этом он отметил, что не считает, повышение кредитной ставки эффективным методом борьбы с инфляцией. Напротив, по мнению главы АРБ, большая ставка кредитная приводит к росту инфляции.
"Бороться с инфляцией, сохраняя двузначную кредитную ставку, и удивляться, что у нас инфляция уже выросла до 12% (на самом деле уже до 16%, а если брать потребительский рынок, то существенно выше), несколько странно. Любой нормальный производитель так или иначе заимствует деньги и это закладывается в себестоимость. Поэтому ничего удивительного, что инфляция является линейной производной от процентной ставки", – пояснил он.
Также, по словам Гарегина Тосуняна, с инфляцией в России неэффективно бороться монетарными методами, так как ее происхождение – немонетарное. В частности, основную роль в повышении цен играют высокие тарифы естественных монополий.
МНЕНИЕ
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
"Инфляция связанна с нашей тарифной политикой. Госмонополии создавались и существуют во всех странах для того, чтобы в нарушение условий конкуренции сохранять низкие тарифные ставки, чтобы свой производитель был в более выгодной конкурентной среде. А у нас тарифы госмонополий – как раз главный источник инфляции, и мы удивляемся и все время почему-то киваем на кредитный рынок и монетарным методом пытаемся бороться с инфляцией, когда наша инфляция имеет отнюдь не монетарное происхождение. Уровень монетизации России остается на низким. В этом смысле требуется как раз не борьба с кредитным рынком и его сжатие и сокращение, а стимулирование кредитования, борьба с высокими процентными ставками экономическими методами и с высокими тарифами административными методами, а также диверсификация экономики".
Кроме того, говоря о диверсификации, Гарагин Тосунян отметил, что 1 трлн руб., который направлен на докапитализацию российских банков разумно было распределить среди 150-200 банков. Однако было принято иное решение, и на практике участие в данной программе смогут принять только 29 банков.
"Почему нельзя было хотя бы 70% этих средств распределить по своему старому стилю, за закрытыми дверями, а остальные 20-30% – рыночными цивилизованными, публичными, понятными путями. Без конкуренции рынок не может развиваться", – заметил президент АРБ.
При этом он подчеркнул, что 1 трлн руб направлен на поддержку экономики и, прежде всего, крупных государственных проектов, а не самих кредитных организаций. "Потом начинаются спекуляции: почему правительство оказывает поддержку банкам, а не отдельным предприятиям. Это не поддержка банкам. Банки за этот же 1 трлн будут платить очень большие проценты", – пояснил он.
Говоря о возможности отключения России от международной межбанковской системы передачи информации SWIFT, Гарегин Тосунян высказал мнение, что этого скорее всего не произойдет, так как Россия является значительной частью этой системы. Так, она занимает второе место по количеству участников в данной системе и 13-е по объему транзакций. При этом Россия является рекордсменом по динамике наращивания транзакций последние годы.
"Взять и исключить нас из мировой финансовой системы – больше глупости не придумаешь. И главное, кому это нужно – взять и отрезать часть своего "организма", – заметил он. – Я бы хотел, чтобы SWIFT остался исключительно на совести политиков, чтобы это не было предметом содержательного обсуждения самих владельцев и участников рынка – на каких условиях они нас будут отключать и какие встречные меры мы будем предпринимать".
При этом, по словам главы АРБ, даже в случае отключения России от SWIFT, краха российской банковской системы не произойдет. "До 1973 года не было SWIFT и мировые банковские системы работали. Другое дело, что страдает оперативность, быстрота, защита, мошенничество в этой сфере, конечно, в разы повышается", – пояснил он.
Также президент АРБ отметил, что банки будут учитывать рекомендации Банка России по реструктуризации задолженности граждан, взявших валютную, но в меру своего представления о том "могут или не могут, хотят или не хотят". По его словам, рекомендации служат ориентиром для банков, чтобы договариваться с заемщиками. Банки России будет предоставлять определенные преференции тем кредитным организациям, которые пойдут навстречу заемщикам.
Одновременно Гарегин Тосунян выступил против принуждения банков к решению проблем, связанных с валютными кредитами и ипотекой в частности. "Я категорически противник того, чтобы реструктуризацию валютной ипотеки пытался урегулировать законодатель. Это не тема законодательного регулирования. Тем более, что сегодня идеи появляются запретить кредитным организациям выдавать валютные кредиты. Давайте запретим физическим лицам брать валютные кредиты и будем применять к ним по аналогии со ст. 88 УК РСФСР уголовную ответственность за взятие валютного кредита (и последующее его невозвращение в особенности)", – отметил он.
По мнению президента АРБ, по аналогии с кризисом 2008 года для решения проблемы валютной ипотеки властям необходимо создать агентство по реструктуризации ипотечных кредитов, так как именно государство, которое регулирует валютный коридор, в значительной мере несет ответственность за сложившуюся ситуацию.
"Государство должно подумать, как это компенсировать, но не за счет банков. Банки пойдут на реструктуризацию, но это их право", – пояснил Гарегин Тосунян.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/604914/#ixzz3QfMODloz
Участки планируется предоставлять из состава земель населенных пунктов, лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения
Он поможет не только выделить НДС из общей суммы платежа, но и начислить его на необходимую сумму
Сейчас такой запрет применяется в отношении беременных женщин
Об этом заявил президент ассоциации Гарегин Тосунян
В частности, установлены требования к работе специалистов в области литейного и кузнечного производства, в сфере деревообработки
Обзор правоприменительной практики за октябрь - декабрь 2014 года
Ее детали обсуждались на заседании совместной рабочей группы Совета и Минюста России
Поводом к этому послужил выброс сероводорода в атмосферу, который произошел в Москве 10 ноября 2014 года
<Письмо> Минтруда России от 30.01.2015 N 17-3/В-37