Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителей
17 апреля 2014
Закон о введении в России так называемых невозвратных тарифов на авиаперевозки не нарушает права потребителей. К такому выводу пришли участники состоявшегося вчера в Общественной палате РФ круглого стола на тему: "Невозвратный авиабилет: за и против". Отметим, Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» 1 (далее – Закон), направленный, в частности, на совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки, был принят Госдумой 4 апреля текущего года. Напомним, одно из предлагаемых документом изменений заключается в том, что в случае если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о невозврате провозной платы при его расторжении, уплаченные пассажиром деньги за билет при его отказе от полета не возвращаются. В то же время в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с подтвержденной медицинской справкой болезнью самого пассажира или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, который должен лететь вместе с ним, или в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, подтвержденной документально, провозная плата пассажиру возвращается, если перевозчик уведомлен об этих обстоятельствах до окончания времени регистрации пассажиров на конкретный рейс. Никакой разницы между договорами, предусматривающими невозврат платы, и договорами, его не предусматривающими, для этой ситуации Закон не устанавливает. Предполагается, что предоставление российским авиакомпаниям права на применение невозвратных тарифов создаст условия для снижения цен на билеты. "Применение 30% невозвратных тарифов от всех установленных на маршруте воздушной перевозки тарифов позволит исключить из них риски, связанные с отказом пассажира от перевозки, снизив их уровень на 6, 8 млрд руб. (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов)", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят Закон. Заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина подчеркнула, что предусмотренная документом возможность покупки невозвратных билетов – это дополнительное право пассажира, а не ущемление прав, уже существующих. В каждом конкретном случае потребитель сможет выбрать: подстраховать себя на случай того, что по каким-то причинам полететь он не сможет, либо купить билет по более дешевому невозвратному тарифу. Однако представители межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» высказали свое опасение по поводу того, позволит ли введение невозвратных тарифов действительно существенно снизить цены на такие билеты, и не приведет ли оно к росту цен на обычные билеты. Кроме того, они отметили, что необходимо создать некую прозрачную систему мониторинга тарифов, чтобы пассажиры видели, как изменяются цены на билеты и за счет чего происходит их снижение или повышение. В нынешней ситуации в России остро недостает объективного мониторинга цен на авиабилеты, которому доверяла бы общественность. Ни один государственный орган такой мониторинг не ведет: ни ФАС, ни ФСТ, ни Росавиация, ни Роспотребнадзор – это ни на кого не возложено. Если бы у нас был какой-нибудь относительно независимый союз авиаперевозчиков, и он бы вел такой объективный мониторинг, может быть мы ему бы тоже поверили, но его нет". Представители авиакомпаний отметили, что готовы показать гражданам реальные тарифы. Они подчеркнули, что у всех перевозчиков есть открытые балансы, в которых указана выручка за перевозки, поделив которую на пассажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах), можно рассчитать средний тариф. Тем не менее, авиакомпании готовы обсудить возможность предоставления данных о тарифах в какой-то иной форме, более понятной потребителям. К слову, ОП РФ предложила себя в качестве площадки, на базе которой будет создан некий ресурс с такой информацией. Председатель совета директоров указанного акционерного общества Наталия Филева отметила, что говорить сейчас о том, сколько невозвратных билетов будет приобретаться пассажирами, нельзя. С момента их введения должен пройти как минимум год, поскольку летом и зимой могут получиться совершенно разные показатели. Как правило, на лето приходится сезон отпусков, то есть тщательно спланированных полетов, поэтому можно предположить, что количество реализуемых невозвратных билетов будет гораздо больше, чем зимой. Также Филева подчеркнула, что невозвратные тарифы, в случае введения их хотя бы одной авиакомпанией, будут вводиться и другими, поскольку это будет влиять на их конкурентноспособность. Именно поэтому, по ее мнению, не нужно устанавливать какие-либо строгие показатели оборота невозвратных тарифов – перевозчики смогут определить оптимальные цифры в зависимости от спроса. В то же время представители авиакомпаний подчеркнули, что снижение цен на невозвратные билеты может быть не очень существенным, чтобы не пришлось поднимать цены на обычные билеты. Они отметили, что за последние три года тарифы (в рублях) на авиаперевозки не увеличивались вообще, притом что прямые эксплуатационные расходы компаний выросли на 15–20 %. Пока перевозчикам удается не повышать цены, используя, например, такие способы, как увеличение налета – увеличение количества и продолжительности рейсов для каждого самолета – и снижение агентской комиссии за счет роста объемов интернет-продажи билетов (такая форма покупки билетов в последнее время набирает популярность, поэтому необходимость в посредниках – агентах – резко сокращается). Однако такие меры невозможно применять постоянно. Одно только введение невозвратных тарифов, устраняющее некоторые риски авиакомпаний, не сможет обеспечить их нормальное функционирование. Для улучшения ситуации с регулированием тарифов на перевозки необходимо пересматривать составные части себестоимости билетов, подчеркнул Владимир Андреев, советник генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» . Наталья Филева также отметила, что многие проблемы в сфере авиаперевозок возникают в связи с отсутствием четкого понимания: что авиакомпании могут регулировать сами, а что относится к компетенции государства. Нашей стране, по ее словам, необходимы механизмы регулирования роста и оздоровления бизнеса в этой сфере. Пока же авиакомпании очень сильно ограничены в своей деятельности. Так, у перевозчика отсутствует элементарная возможность объединить два рейса в случае, например, технических неполадок самолета или плохих погодных условий. Также большие убытки компании терпят в связи с возмещением убытков пассажирам, компенсировать которые, по сути, должны аэропорты (за утерю багажа, к примеру). Еще одна проблема, которая влечет за собой огромные убытки для перевозчиков, – плохое качество взлетно-посадочных полос, из-за которого страдают детали самолетов (начиная от шасси и заканчивая двигателями), а также маленькая пропускная способность аэропортов. Все это влияет и на качество предоставляемых авиакомпаниями услуг, и на стоимость перевозок. В заключение члены ОП РФ заявили о необходимости проведения общественных слушаний, посвященных формированию тарифов на авиаперевозки, на которые будут приглашены представители авиакомпаний, общественности и органов власти, занимающихся правовым регулированием в этой сфере (Минтранса России, Росавиации).
ИА «ГАРАНТ» : http://www.garant.ru/news/536916/#ixzz2z9fHCSw4
В Госдуму внесен законопроект о запрете получения кредитов на сумму более 30 тыс. руб. без согласия супруга.
Предпринимаются меры по ограничению потребления российскими гражданами продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
1 апреля 2014 года вступает в силу приказ «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» , предусматривающий обновление внешнего вида водительских удостоверений.
Российским избирателям может быть возвращено право на досрочное голосование на выборах всех уровней.
Изменились правила приема абитуриентов в вузы
Регионам РФ, имеющим отрицательные демографические показатели, необходимо улучшить демографическую ситуацию.
Граждане, обучающиеся в интернатуре по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования, снова получат право на отсрочку от армии
Госдума приняла законопроект, устанавливающий штрафы для водителей, которые вне населенных пунктов двигаются со скоростью менее 30 км/ч и не дают себя обгонять.
Теперь на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя можно создать юридическое лицо или получить статус индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.
В России появится закрытая база экстремистских материалов, доступ к которой получат только сотрудники правоохранительных органов и эксперты.
В России могут снова появиться вытрезвители.
В Госдуму внесен законопроект, с трех до 10 лет увеличивающий срок запрета на въезд в РФ для иностранцев, которые прожили в России более года и не продлили официальный срок временного пребывания.
Предпринимаются меры по созданию правовых условий для сокращения издержек и рисков, учитываемых авиакомпаниями при формировании тарифов на авиаперевозки.
Подписано Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. №249 , в котором говорится об упрощении правил использования наркотических препаратов в медицинских целях.
Предлагается внести положение, согласно которому применение насилия к гражданину, незаконно проникшему в жилище или транспортное средство, не будет считаться преступлением.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 года уменьшилась.
Перечень видов предпринимательской деятельности, к которым применяется патентная система налогообложения, могут расширить.
В РФ вчера открыли «горячую линию» по вопросам приемной кампании в детские сады, школы, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования.
Запрет на вход и выход из общежитий по ночам не прописан ни в каком законе
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому фотографии, аудио- и видеозаписи с места аварии должны в обязательном порядке приниматься в качестве доказательств во время рассмотрения административных дел о ДТП.
В Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов обсудили законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» .
Роструд разработал памятку, в которой рассказывается, каким образом сотрудники организаций могут получить страховые выплаты при чрезвычайных ситуациях и производственных травмах.
Передавать полномочия в регионы можно будет без заключения специальных договоров.
Согласно документу в 2014 году планируется выдать 10 750 государственных жилищных сертификатов на общую сумму 21, 86 млрд руб.
Предусмотрены дополнительные социальные гарантии многодетным семьям.
Прогнозируется рост ВВП на уровне 0, 5%
Документом предлагается разрешить дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ выдавать паспорт не только при личном обращении гражданина, но и направлять его почтовой связью в государство пребывания
Ближайшее время практику интернет-оплаты пошлины за загранпаспорта распространят на всю страну.
Правительство РФ одобрило законопроект, упрощающий порядок привлечения российскими ИТ-компаниями высококвалифицированных иностранных специалистов.
Внесено предложение вернуть студентам право бесплатного посещения музеев
Предусмотрены дополнительные социальные гарантии многодетным семьям.
Предполагается, что предоставление российским авиакомпаниям права на применение невозвратных тарифов создаст условия для снижения цен на билеты.
Проверкам будут подвергаться как юридические, так и физические лица.
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, закрепляющий право граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, на получение бесплатной юридической помощи.
У налогоплательщиков, обязанных самостоятельно отчитаться о полученных в 2013 году доходах, остается ровно неделя для подачи налоговой декларации по НДФЛ
20 сентября выбрано в качестве новой праздничной даты, так как в этот день в 1862 году в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России» .
Разрабатываются меры поддержки предприятий и юридических лиц, которые готовы осуществлять производственную и инвестиционную деятельность на территории моногородов.
Согласно документу, прокуроры смогут истребовать банковскую информацию, если это необходимо для исполнения их законных обязанностей.
С сегодняшнего дня пассажиры могут купить единый транспортный билет в Крым в железнодорожной кассе
В новые правила включен новый раздел – «Особенности работы с электронными документами» .
Определен размер компенсации не подтвержденных документально расходов работника, связанных с однодневной командировкой, не подлежащий налогообложению НДФЛ
Внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса
Согласно документу, теперь иностранцы смогут работать пилотами в компаниях, осуществляющих коммерческие перевозки.
Ограничен въезд в страну для россиян 16–60 лет
Установлен прямой запрет на распространение наружной рекламы на памятниках культуры.
Утвержден план реализации пилотного проекта по переходу от бумажных уведомлений к электронным.
Эксперты пришли к выводу о преждевременности введения социальных норм
Планируется установить наказание в виде административного штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб
Цена авиабилетов из Москвы до Крыма и обратно на период летнего туристического сезона 2014 года не будет превышать 7, 5 тыс. руб.
Для людей с ограниченными возможностями появилась возможность сообщить о сложностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни
На заседаниях российских судов, возможно, будет в обязательном порядке вестись аудиозапись.
Экземпляры аудиовизуальной продукции и фонограмм, печатной продукции, содержащие нецензурную брань, предполагается распространять в запечатанной упаковке при наличии предупреждения