При осуществлении правового регулирования отношений в сфере защиты от безработицы с участием лиц, прошедших военную службу по призыву, необходимо руководствоваться принципами справедливости и юридического равенства
13 октября 2016
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
При получении пособия по безработице граждане, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и после увольнения с военной службы в связи с истечением ее срока решили продолжить трудовую деятельность, - безотносительно к тому, что перерыв в трудовой деятельности, а также невозможность их обращения в течение 12 месяцев со дня увольнения с последнего места работы в органы государственной службы занятости населения были обусловлены необходимостью выполнения конституционной обязанности по защите Отечества, - оказываются в том же положении, что и лица, не проявившие заинтересованности в продолжении трудовой деятельности в течение длительного (более одного года) периода после увольнения либо уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Такое правовое регулирование не отвечает конституционным принципам справедливости и равенства и ограничивает право указанной категории граждан на защиту от безработицы.
Кроме того, граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с необходимостью выполнения конституционной обязанности по защите Отечества, при обеспечении пособием по безработице не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми гражданами, которые имели оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, были уволены по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.
Как те, так и другие граждане, имея оплачиваемую работу в течение указанного юридически значимого периода, фактически оказываются в одинаковой ситуации, обусловленной утратой работы по основаниям, не связанным с их виновными действиями, и потому должны обеспечиваться пособием по безработице на период поиска подходящей работы, исчисляемым по аналогичным правилам. Дифференциация же в порядке определения размера пособия по безработице указанных категорий граждан, обусловленная в данном случае моментом обращения в органы государственной службы занятости населения, - притом что у лиц, проходящих военную службу по призыву, в течение всего периода такой службы отсутствуют как правовые основания, так и реальная возможность обращения в органы государственной службы занятости населения, - не имеет объективного и разумного оправдания, не отвечает конституционно значимым целям и не может быть признана допустимой.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений в сфере защиты от безработицы изменения, направленные на его совершенствование в части, касающейся порядка исчисления пособия по безработице. При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить срок, предоставляемый для обращения в органы государственной службы занятости населения за назначением пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву, в течение которого за ними сохраняется право на его исчисление исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47577.html
© КонсультантПлюс, 1992-2016
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов"
Приказ ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ "Об утверждении формы налогового уведомления"
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций страховщиков, связанных с осуществлением деятельности по страхованию, сострахованию, перестрахованию и обязательному медицинскому страхованию,Положение Банка России
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
"Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающих реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов"
Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 30.09.2016 N 990 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг"
Информационное письмо Банка России от 30.09.2016 N ИН-04-41/68 "О передаче кредитными организациями в ФТС России информации о выданных банковских гарантиях"
Информационное письмо Банка России от 03.10.2016 N ИН-015-53/70 "О подключении страховых организаций к единой автоматизированной системе"
Проект Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
"Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности
Проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (направленный в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации)
Проект Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (Извлечение из проекта документа)
<Письмо> Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 <Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий>
<Информация> ФНС России от 06.10.2016 <ФНС России будет еженедельно публиковать ответы на самые популярные вопросы налогоплательщиков>
Приказ Минфина России от 14.09.2016 N 156н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации"
"Методические рекомендации по совершенствованию деятельности операторов платежных систем и расчетных центров платежных систем при осуществлении переводов денежных средств без открытия банковского счета" (утв. Банком России 05.10.2016 N 36-МР)
Постановление Правительства РФ от 06.10.2016 N 1009 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов"
Проект Приказа ФНС России "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля"
Постановление Правительства РФ от 07.10.2016 N 1019 "О техническом регламенте о безопасности химической продукции"
Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора"
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
"Положение о порядке ведения Банком России реестра паевых инвестиционных фондов и предоставления выписок из него, о требованиях к отчету об объединении имущества паевых инвестиционных фондов"
Информационное письмо Банка России от 12.10.2016 N ИН-04-41/72 "Об упорядочении отдельных писем Банка России"
Письмо ФНС России от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@ "О порядке применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> Росприроднадзора от 01.09.2016 N 176-03-00-36/17836 "О направлении форм свидетельств о постановке объектов на учет"
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)"
<Информация> Минэкономразвития России "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 сентября 2016 г."
Приказ ФСС РФ от 26.09.2016 N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проект Федерального закона N 1155134-6 "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" (текст к первому чтению)
Проект Федерального закона N 1155134-6 "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" (текст к первому чтению)
Письмо Росстата от 10.10.2016 N 04-04-4/132-СМИ "О представлении формы 1-Т (проф)"
<Письмо> Минфина России от 05.10.2016 N 03-14-18/58037 <О регулировании производства и оборота алкогольной продукции>
<Письмо> ФНС России от 11.10.2016 N БС-4-11/19238@ "О направлении разъяснений Минфина России"
<Информация> Роструда от 19.10.2016 <Роструд запустил интернет-сервис проверки трудовых договоров>
<Письмо> ФНС России от 12.10.2016 N СД-4-3/19330@ "По вопросу уплаты акциза"
Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/552@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47620.html © КонсультантПлюс, 1992-2016
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47629.html
Проект Федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)
<Информация> Минфина России "Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов.
<Письмо> ФНС России от 26.09.2016 N БС-4-11/18085@ "О форме Справки"
<Письмо> ФНС России от 11.08.2016 N ГД-4-19/14646@ "О направлении информации о создании системы маркировки"
Разъяснен вопрос о необходимости переоформления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности
Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме"
Проект Приказа Минэкономразвития России "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год"
<Информация> Банка России от 28.10.2016 "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00% годовых"